«Машины должны работать. Люди должны думать»
1. Вычисление арифметических выражений в среде Delphi
Цель – изучение последовательности разработки проекта в среде Delphi; составление проекта с использованием компонентов Label, Edit, Button.
Постановка задачи: вычислить заданное арифметическое выражение.
Теоретические сведения
В данном проекте следует предусмотреть элементы для ввода исходных данных (целых и вещественных чисел), вывода полученного результата (вещественного числа), запуска вычислений и отображения поясняющих надписей. Для этих целей удобно использовать компоненты закладки Standard:
1. Label () – метка для отображения текста. К основным свойствам относятся свойства Name – имя, по которому будет осуществляться доступ к компоненту, Caption – отображаемый текст, Font – используемый шрифт, Color – цвет фона, Visible – видима или скрыта надпись в данный момент. После размещения на форме компонент помечен маркерами, с помощью которых можно изменить размеры или (и) положение компонента. Свойства выделенного компонента отображаются в окне Инспектора Объектов и могут быть настроены программистом нужным образом.
2. Edit () – однострочный редактор текста. Центральным свойством компонента является Text, которое представляет собой отображаемую компонентом строку. Обычно на этапе проектирования это свойство очищают, а конкретные значения задают в ходе работы программы. Предварительно можно настроить свойства Font, Color, Visible и Enabled (доступен ли компонент в данный момент), т.к. тип вводимых в этот компонент данных – string, а исходные данные задачи – числа, в программе нужно будет использовать стандартные функции преобразования целого и вещественного числа в строку (IntToStr, FloatToStr) и строки в целое или вещественное число (StrToInt, StrToFloat).
3. Button () – командная кнопка. Этот компонент широко используется для управления программами.
Основные свойства – Name, Visible, Enabled, Caption (текст на кнопке). В отличие от большинства других видимых компонентов кнопка Button является компонентом самой Windows и поэтому не может изменять свой цвет произвольным образом – она его меняет вместе с изменением палитры Windows. Кнопка всегда имеет системный цвет clBtnFace и не имеет свойства Color.
Шрифт надписи на кнопке может менять свой стиль и размер (свойство Font), но компонент игнорирует изменение его цвета. В разрабатываемом проекте логично отобразить на кнопке надпись ВЫЧИСЛИТЬ.
Щелчок на изображении командной кнопки – это пример того, что в Windows называется событием. Событие (Event) – это то, что происходит во время работы программы. В Delphi каждому событию присвоено имя. Например, щелчок кнопкой мыши – это событие OnClick, двойной щелчок мышью – событие OnDblClick, нажатие клавиши клавиатуры – OnKeyPress. Реакцией на событие должно быть какое-либо действие.
В Delphi реакция на событие реализуется как процедура обработки события. Таким образом, для того чтобы программа выполняла некоторую работу в ответ на действия пользователя, программист должен написать процедуру обработки соответствующего события.
Для того чтобы создать процедуру обработки события, достаточно сделать двойной щелчок по компоненту на форме. В результате этого откроется окно редактора кода, в которое будет добавлен шаблон процедуры обработки события, а в окне Инспектора Объектов рядом с именем события появится имя процедуры его обработки. Delphi присваивает ей имя, состоящее из двух частей.
Первая часть имени идентифицирует форму, содержащую объект (компонент), для которого создана процедура обработки события. Вторая часть имени идентифицирует сам объект и событие. В окне редактора кода между словами begin и end можно печатать инструкции, реализующие обработку события. В разрабатываемом проекте там будут располагаться операторы считывания исходных данных, вычисления выражения и вывода результата.
Сама главная форма также имеет ряд настраиваемых свойств, которые определяют ее внешний вид: размер, положение на экране, текст заголовка, вид рамки и т.д. Эти и другие свойства формы отображаются в окне Инспектора Объектов, если имя формы выделено в окне ObjectTreeView.
Для завершения работы программы и выхода из проекта можно использовать стандартную закрывающую кнопку в окне программы ().